ВУЗы и полигоны

Обучить применению высокоточного оружия

Ввод в строй молодых офицеров и подготовка офицеров для назначения на вышестоящие должности никогда не были простыми задачами
Планировать боевое применение высокоточных ракет, готовить данные, разрабатывать полетные задания, пилотировать современный боевой самолет (вертолет) смогут не просто офицеры с высоким общенаучным и военно-теоретическим уровнем знаний, а имеющие знания, умения и навыки, достаточные для выполнения должностных обязанностей, связанных с боевым применением самой передовой военной техники и вооружения, созданных на основе достижений науки и техники мирового уровня.

Военные конфликты на рубеже XX и XXI столетий, в особенности в Персидском заливе, на Балканах и в Афганистане, показали, что ВТО и БЛА становились одним из факторов достижения успеха уже в начальных периодах войн. А военно-политическое руководство стран, обладающих ими, получают одновременно и инструмент силового давления, и дополнительную неядерную составляющую в системе стратегического сдерживания потенциального противника.

Работы по созданию перспективных образцов высокоточного оружия (ВТО) и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) нового поколения ведутся с использованием современных информационных технологий. Для эффективной реализации боевых свойств высокоточных средств поражения предусмотрено комплексирование и информационно-техническое их сопряжение с перспективными средствами разведки, РЭБ и автоматизированного управления войсками. При этом образуются боевые системы с ВТО, функционирующие в режиме реального времени. В целом кардинально изменяется характер огневого поражения противника, а значит, и содержание вооруженного противоборства.

Все задачи боевого применения и эксплуатации ВТО и БЛА сегодня решаются с помощью нескольких взаимодействующих систем автоматизации. Наряду с АСУ это комплексы планирования боевого применения сил с ВТО и БЛА, подготовки данных и формирования боевых заданий для носителей ВВС, пусковых систем ВМФ и Сухопутных войск, расчета полетных заданий ВТО и БЛА. Автоматизируется все большее количество расчетных, моделирующих и прогнозных задач. Этим в первую очередь вызвана необходимость глубоких изменений в системе профессиональной подготовки персонала органов военного управления (ОВУ) и частей боевого применения ВТО и БЛА.

Вышесказанное подтверждается опытом боевых действий ВС США и НАТО последних десятилетий. Реализация высокого потенциала ВТО в полном объеме была обусловлена квалификацией должностных лиц органов управления войсками и оружием. Для эффективного использования информационных технологий на всех этапах подготовки ВТО и БЛА к боевому применению потребовалось привлечение специалистов по информатике, геоинформатике, вычислительной технике и дешифровщиков.

Таким образом, командующие, командиры, офицеры штабов обязаны владеть теорией, обладать опытом планирования применения и управления высокоточными ударными средствами. Также им необходимы устойчивые знания информационных технологий, твердые умения и навыки использования специального программного обеспечения (СПО) разнородных автоматизированных систем.

А сложность и технологичность современных высокоточных систем поражения, разведки, РЭБ, управления и связи требуют наличия специальной системы подготовки высококлассных специалистов, способных решать все задачи по эксплуатации и боевому применению сил и средств ВТО воздушного, морского и наземного базирования. И эта система должна быть составной частью перспективной системы подготовки офицерских кадров для ВС РФ нового облика, а ее программы, методические и учебные средства соответствовать параметрам, установленным Министерством образования и науки РФ для вузов МО РФ.


Отечественные БЛА, сравнимые по тактико-техническим характеристикам с «Глобал Хок», появятся в российских ВВС еще не скоро
Фото: US AIR FORCE

С 1 сентября 2011 года в Вооруженных Силах России начат процесс перевода системы базового военного образования, как и всей высшей школы страны, на трехуровневую систему обучения: бакалавриат, специалитет, магистратура, а также вводится программа дополнительного профессионального образования (ДПО) офицерского состава в течение всей военной службы.

Подготовку офицерский состав будет получать в трех военных учебно-научных центрах (ВУНЦ) видов ВС РФ, Военной академии Генерального штаба ВС РФ, пяти военных академиях родов войск, одном военном университете и 15 их филиалах. Базовая подготовка офицеров всех специальностей для назначения на первичные офицерские должности будет осуществляться по десяти федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения высшего профессионального образования в течение четырех лет по программам бакалавриата с присвоением квалификации (степени) «Бакалавр». По ряду военно-учетных технических специальностей (эксплуатации и применения особо сложной военной техники и вооружения РВСН, ВКО, ядерных силовых установок, перспективных воздушно-космических, гиперзвуковых систем, ВТО, разведки и РЭБ и др.) обучение будет в течение пяти лет по программам специалитета с присвоением квалификации (степени) «Дипломированный специалист».

Первичную базовую подготовку по некоторым высокотехнологичным специальностям (эксплуатация ракетной техники, картография, вычислительные системы, инженеры-программисты, геоинформатика) будущие офицеры приобретут и в ведущих гражданских вузах (МВТУ, МИФИ, МАИ, МИРЭА, МИГАИК) с последующей специализацией в вузах МО РФ.

Базовая подготовка старших и высших командных кадров армии и флота в новой системе военного образования станет осуществляться по одному общегосударственному стандарту (управление персоналом). Срок обучения – два года по программе магистратуры. Стандарт включает единые для всех офицеров командного профиля базовые дисциплины в Военной академии Генерального штаба, военных учебно-научных центрах – военных академиях видов ВС и академиях родов войск ВС РФ. В основном это правовые, экономические вопросы военного строительства и управления (в первую очередь управления повседневной деятельностью соединений и частей), теория и история военного искусства. Завершаться данная ступень военного образования будет присвоением квалификации (степени) «Магистр».

Предполагается, что в системе непрерывной профессиональной подготовки офицерского состава ВС РФ в течение всего периода службы каждому повышению офицера по службе теперь будет предшествовать учеба в ведомственном вузе по подготовке к исполнению этой должности. Это будут курсы, специализированные для каждой должности по составу, объему дисциплин и продолжительности учебы. Курсы будут кратковременными или более полными с изучением дисциплин в других сферах знаний. Дополнительное профессиональное образование станет действенным стимулом и обязательным условием успешной карьеры всех офицеров, включая претендентов на высокие должности командиров соединений, командующих объединениями видов ВС РФ, флотов, военных округов и их заместителей.


Эксплуатация высокоточного оружия требует немалых навыков и умений
Фото: US NAVY

Дополнительная профессиональная подготовка кандидатов для назначения на должности в ОВУ тактического звена станет осуществляться в военных учебно-научных центрах – военных академиях видов и родов войск ВС РФ. Учеба на Высших академических курсах Военной академии ГШ ВС РФ по специальности «Национальная безопасность и оборона государства» будет обязательной перед назначением на должности в ОВУ оперативного, оперативно-стратегического и стратегического звеньев управления.

Анализируя перспективную систему профессионального обучения офицерского состава, можно определить место специальной системы подготовки должностных лиц ОВУ, разведки, РЭБ, частей боевого применения высокоточных средств поражения в операциях (боевых действиях) на каждом уровне высшего профессионального образования.

На первом уровне (бакалавриат) учебные программы подготовки офицеров для эксплуатации и боевого применения высокоточных систем поражения (по некоторым специальностям и на втором уровнеспециалитет) должны содержать теорию применения современных и перспективных ударных, разведывательных комплексов, средств РЭБ. Здесь речь об офицерах стартовых расчетов ракетных комплексов, авиационных экипажей, применяющих ВТО, офицерах пунктов подготовки полетных заданий (специалистах по картографии и геоинформатике, инженерах-программистах, специалистах по сопровождению и тестированию программного обеспечения и др.), а также подразделений технического обеспечения ракетных комплексов воздушного, морского и наземного базирования, авиационных разведывательных систем и комплексов РЭБ.

Таким образом, сделаем следующие выводы.

Первый. На этапах получения базового высшего профессионального образования и в ходе дополнительной профессиональной подготовки для замещения вышестоящих должностей офицеров не будут обучать вопросам планирования боевого применения ударных, разведывательных комплексов, средств РЭБ.

Второй. Планирование применения ударных, разведывательных комплексов, средств РЭБ – функция ОВУ оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровней управления. Должности в них подлежат замещению офицерами оперативно-стратегической и оперативно-тактической специальности с высокой квалификацией и практическим опытом управления войсками (силами).

Третий. Основные знания и умения в вопросах планирования боевого применения и подготовки данных для разработки полетных заданий современным и перспективным ударным, разведывательным комплексам, средствам РЭБ офицеры должны получать на третьем уровне высшего профессионального образования (магистратура) в военных академиях.

Поэтому вопросы планирования и применения современных и перспективных ударных комплексов, средств разведки и РЭБ должны найти отражение в учебных программах тех офицеров, которые предназначены для службы на командных и штабных должностях в ОВУ оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровней. Именно они в качестве лиц оперативных расчетов ОВУ будут осуществлять планирование операции в целом, огневого поражения противника, боевого применения ВТО, а также подготовку данных целеуказания и для разработки полетных заданий ударным, разведывательным комплексам, средствам РЭБ. А умения и навыки, необходимые для планирования боевого применения и подготовки полетных заданий ВТО, будут приобретаться в ходе оперативной и боевой подготовки.

Основные проблемы обучения специалистов планированию и боевому применению современных и перспективных высокоточных систем поражения, разведки, РЭБ, управления и связи и возможные пути их решения могут быть сгруппированы в следующем виде.

Первая группа – проблемы организации получения базового образования специалистами, предназначаемыми для назначения на первичные офицерские должности.

Вторая группа – проблемы, возникающие при получении офицерами третьего уровня базового образования (магистратура).

Третья группа – проблемы, возникающие при повышении профессионального уровня должностных лиц ОВУ в ходе оперативной и боевой подготовки войск.

Проблемы первой группы. Статс-секретарь – заместитель министра обороны Российской Федерации Н. А. Панков указал на главное отличие реформированной системы военного образования России и обучения по новым федеральным государственным образовательным стандартам – фундаментальность общенаучной и военно-профессиональной подготовки. В Вооруженных Силах России лейтенант, прибыв в войска, в отличие от зарубежных коллег способен сразу выполнять обязанности по должности в полном объеме.

Другая отличительная черта подготовки российских офицеров – универсальность. Выпускник будет способен выполнять обязанности не только по первичной специальности. Объем полученных в вузе знаний, умений и навыков позволит ему быстро осваивать родственные воинские специальности и исполнять обязанности по вышестоящим должностям до уровня командира батальона без дополнительной подготовки.

Многолетняя служба авторов статьи на различных должностях в войсках и в штабах не дает оснований для подобной уверенности. Ввод в строй молодых офицеров и подготовка офицеров для назначения на вышестоящие должности никогда не были простыми задачами. Кто-то из выпускников, возможно, и будет способен командовать сразу ротой или даже батальоном (самая буйная фантазия не позволяет говорить о способности командования авиационной эскадрильей или подводной лодкой). Но молодые военные таланты всегда появлялись в лихие времена, когда лейтенанты-выпускники вынуждены были командовать, обучаясь на крови. Не каждый справлялся с подобным экзаменом. И цена такого обучения молодых командиров – погибшие в боях и бойцы, и сами командиры.

А вот планировать боевое применение высокоточных ракет, готовить данные, разрабатывать полетные задания, пилотировать современный боевой самолет (вертолет) смогут не просто офицеры с высоким общенаучным и военно-теоретическим уровнем знаний, а имеющие знания, умения и навыки, достаточные для выполнения должностных обязанностей, связанных с боевым применением самой передовой военной техники и вооружения, созданных на основе достижений науки и техники мирового уровня.

Поэтому для достижения такого уровня знаний, умений и навыков выпускников вузов необходимо уже сейчас предусмотреть проведение комплекса организационных мероприятий:

  • четко определить перечень вузов по видам и родам войск ВС РФ, ответственных за подготовку специалистов по применению такого класса оружия, как ВТО, так как есть обоснованные опасения, что в горячке коренных структурных изменений системы военного образования (сокращений, объединений, перемещений, перепрофилирования, оптимизации вузов, принятия взаимоисключающих решений, например по ВУНЦ ВВС) было не до этого;
  • включить в перечни профессиональных компетенций выпускников профильных вузов знания, умения и навыки по боевому применению и эксплуатации конкретных классов и типов ВТО;
  • предусмотреть целевое уточнение содержания направлений, профилей подготовки и специальностей офицеров – выпускников профильных вузов (в том числе и гражданских) по подготовке специалистов для применения ВТО, а также предъявляемых к ним квалификационных требований;
  • оснастить вузы, ответственные за подготовку специалистов по эксплуатации и боевому применению высокоточных средств поражения, разведки, РЭБ, управления и связи, новейшими образцами высокоточных средств поражения, другого вооружения и военной техники, современной учебно-материальной и лабораторной базой;
  • внедрить передовые обучающие технологии и современные компьютеризированные обучающие системы, позволяющие совместить передовую модель обучения – программированное обучение с достижениями современных информационных технологий;
  • организовать ежегодные четырехнедельные учебные сборы по повышению профессионального уровня преподавателей профильных вузов на базе соединений и частей, вооруженных ВТО воздушного, морского, наземного базирования, и предприятий военно-промышленного комплекса;
  • предусмотреть учебными программами проведение ежегодной войсковой стажировки курсантов в соединениях и частях, имеющих на вооружении высокоточные средства поражения и средства разведки, длительностью 4–6 недель, приравняв защиту выполнения плана стажировки к курсовому экзамену.

Проблемы второй группы ожидаются при получении третьего уровня базового образования (магистр) офицерами, предназначенными для назначения на руководящие и штабные должности в ОВУ, или при получении дополнительного профессионального образования при назначении на вышестоящую должность. Главная из них вызывается установленным в учебных программах военных академий соотношением объемов базовой и специальной подготовки, равным 80 и 20 процентам соответственно.

Важность для практической деятельности командующих, командиров и офицеров штабов учебных дисциплин, названных базовыми (правовые и экономические вопросы военного строительства, управление повседневной деятельностью войск и др.), не отрицается никем. Но базовыми и системообразующими элементами для профессионального становления и деятельности командиров и других офицеров – организаторов и руководителей боя, сражения или операции является умение принимать решения на бой (операцию), планировать их проведение и огневое поражение противника с применением современных систем оружия, управлять войсками на войне, а не в мирное время.

Это обусловлено предназначением Вооруженных Сил и соответственно должно стать главной задачей системы военного образования. А главный принцип военного обучения должен быть следующим: учить тому, что нужно на войне, а не тому, что думают по этому поводу специалисты и выпускники Санкт-Петербургского государственного университета и МГИМО, участвующие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего военного профессионального образования.

Выпускники Военной академии Генерального штаба ВС РФ, например, занимая должности начальников оперативных отделов (управлений), начальников штабов и командующих объединениями видов ВС РФ и военных округов (объединенных стратегических командований), будут непосредственно руководить работой групп оперативного (оперативно-стратегического) планирования, групп планирования и координации огневого поражения противника, групп командования (принятия решений).

Поэтому учебные программы по их подготовке должны быть направлены на обучение в первую очередь методикам оценки обстановки в интересах применения высокоточных средств поражения в операции (действиях по стратегическому сдерживанию противника) и состояния информационного обеспечения группировок высокоточных средств поражения, определения потребного их состава и сил обеспечения.

Важными критериями оценки профессионального уровня офицера ОВУ являются его умения выработать замысел и принять решение на операцию, боевое применение ударных и разведывательных комплексов, средств РЭБ; осуществить непосредственное и детальное планирование их применения и обеспечения; разработать документы плана операции в части применения сил и средств ВТО; подготовить и довести частям боевые приказы на применение ВТО в операции; подготовить на штабных средствах автоматизации исходные данные для расчета полетных заданий (ПЗ) средствам ВТО.

Это только часть обязанностей должностных лиц ОВУ при организации и ведении операции, касающаяся подготовки и применения сил и средств ВТО, разведки и РЭБ. Более двадцати лет преподавания одного из авторов в Военной академии Генерального штаба ВС РФ (из них 16 лет – на должностях профессора кафедр «Оперативного искусства ВВС» и «Военного искусства») показывают, что базовая и специальная подготовка в двухлетнем сроке обучения (для магистратуры) должны поменяться своими значениями.

Войсками (силами) не могут руководить высокообразованные по рыночным понятиям командиры, но неучи в военном деле и особенно в вопросах применения современных и перспективных средств вооруженной борьбы.

Проблемы третьей группы, связанные с повышением профессионального уровня должностных лиц ОВУ в ходе оперативной и боевой подготовки войск, представляются наиболее сложными.

К сожалению, организаторы новой системы военного образования предельно упростили решение задачи профессионального совершенствования офицеров в процессе службы. Считается, что курсы дополнительного профессионального образования при назначении на вышестоящую должность закрывают этот вопрос. Такая позиция устраивает все руководящие инстанции МО РФ. Департамент образования – потому, что он не остается в стороне и продолжает принимать активное участие в дальнейшей судьбе выпускников вузов. А структуры (ГШ ВС РФ, главные штабы видов и родов войск ВС РФ), которые всегда были ответственными за организацию и состояние оперативной и боевой подготовки ОВУ и войск, – потому, что их функции по организации повышения профессионального уровня своих подчиненных, закрепленные воинскими уставами и наставлениями, по факту перекладываются на систему высшего военного профессионального образования.

Руководители Департамента образования МО в силу своего незнания и непонимания сущности и содержания процесса обучения войск, образно говоря, «накинули петли» на шею себе и всей системе дополнительного профессионального образования офицера, которые в ближайшие годы затянутся.

Задавался ли кто всерьез подсчетом количества перемещений офицеров на вышестоящие должности в течение только одного года? Если даже в среднем один офицер будет повышаться по службе один раз в два-три года, то из 225 тысяч российских офицеров необходимо будет дополнительно подготовить в вузы 25–27 тысяч человек (11–12%) ежегодно.

Курсов дополнительного профессионального образования офицеров при вузах, у которых главная задача все же подготовка военных специалистов с базовым высшим профессиональным образованием, придется создавать такое множество, что плановый учебный процесс подготовки новых специалистов с высшим профессиональным образованием захлебнется. Да и оплата транспортных и командировочных расходов, проживания такого числа людей влетит в копеечку – никакого военного бюджета не хватит.

Даже если курсы формально будут создаваться и функционировать, то о качестве обучения придется забыть. Штаты профессорско-преподавательского состава вузов МО настолько урезаны, что преподаватели уже сейчас не располагают необходимым временем для разработки качественных учебных и методических материалов. А учебные программы не только меняются ежегодно, но и радикально «уточняются» в течение учебного года. И все это под благовидным предлогом следования духу времени – стоит очередному заокеанскому «теоретику» придумать какую-либо бредовую «теорию». Чего стоят только суждения некоторых высокопоставленных руководителей по поводу сетецентрических войн, а также «новых форм и способов ведения военных действий». Ну если сами не знаем, чего хотим, что еще остается делать?

Один из авторов лично испытал это в 2009–2010 годы в Военной академии Генерального штаба, на которую начальник ГШ ВС РФ генерал армии Н. Е. Макаров почти полностью переложил функции бывшего управления оперативной подготовки ГШ ВС РФ по организации и проведению различных сборов. Конечно, за счет времени, отпущенного на выполнение учебного плана, и «выкручивания рук» преподавателям («Кому не нравится, двери открыты» – любимая присказка начальника академии В. Н. Яковлева, пришлось последовать мудрому совету военачальника). Опытные преподаватели в силу своего профессионального уровня еще как-то умудрялись на должном уровне готовить необходимые материалы и проводить занятия, малоопытные и совсем неопытные тоже умудрялись (чего только не сделаешь, выполняя приказ).

А кто будет учить исполнять конкретную должность? Профессионально обучать сможет только тот, кто сам прошел через нее, знает ее нюансы. Где их взять? Тем более что бывшие офицеры Советской армии давно уже попали в черные списки нынешнего руководства ВС РФ как не понимающие современных тенденций развития военного дела.

Вывод здесь один. Если процесс профессионально-должностной подготовки офицеров во время службы будет проходить так, как он задуман в новой системе воинского обучения, то назначение большинства офицеров на вышестоящие должности по-прежнему будет происходить по критерию их профессиональной готовности к исполнению этой должности. А оценка качеств офицеров начнет формироваться только по результатам обучения в ходе оперативной и боевой подготовки. Некоторые офицеры пройдут и через краткосрочные курсы – скорее для систематизации имеющихся профессиональных знаний, умений и осмысления практического опыта.

С введением в действие новой системы военного образования в полном объеме (через пять-шесть лет) возникнет проблема обучения подчиненных непосредственными начальниками – основа всей боевой учебы в ВС. Базовое и специальное образование у них одно и отличаться будет только кратковременными курсами дополнительного профессионального образования начальника при назначении его на должность.

Тогда на первое место выйдет его практический опыт, полученный в процессе оперативной и боевой подготовки, что хорошо, если он сам был обучен правильно. Следовательно, необходимо создать механизм обучения, исключающий субъективизм обучения и оценки результатов обучения в звене «непосредственный начальник – подчиненный».

Имеются и другие проблемы на этом этапе обучения офицеров. Например, традиционные формы обучения (лекции, групповые занятия, штабные тренировки) должностных лиц ОВУ, разведки, частей боевого применения ВТО в системе оперативной и боевой подготовки ВС РФ стали не в полной мере отвечать современным требованиям, так как не позволяют профессионально готовить должностных лиц планированию применения высокоточных средств поражения, разведки, РЭБ с использованием имеющихся и разрабатываемых средств автоматизации.

Для качественного решения этих проблем требуется.

Первое. В условиях создания нового облика ВС в каждом органе военного управления, разведки, РЭБ, части боевого применения ВТО необходимо развернуть унифицированную компьютеризированную систему обучения (далее – УКСО МО РФ) в составе компьютеризированной обучающей системы (КОС) и системы дистанционного обучения (СДО) должностных лиц, позволяющую в ходе оперативной и боевой подготовки реализовать передовые методы обучения и современные информационные технологии.

Унифицированную потому, что программно-аппаратные комплексы (средств) УКСО МО РФ в целом и входящих в нее электронных обучающих подсистем (КОС и СДО) должны в ходе оперативной и боевой подготовки позволять обучать должностных лиц как в традиционных формах (аудиторные занятия, командно-штабные тренировки, игры, учения), так и с использованием современных передовых обучающих технологий.

Второе. Упор в дополнительном профессиональном образовании при назначении на вышестоящую должность целесообразно делать не на поголовном пропуске всех офицеров через краткосрочные курсы в профильных вузах, а на обучении в системах дистанционного обучения вузов МО. Но для этого необходимо развертывание в вузах МО как этих систем, так и специализированных учебных баз данных, которые будут использоваться и в подсистемах дистанционного обучения УКСО МО РФ в ходе оперативной и боевой подготовки ОВУ и войск. А курсы оставить только для обучения претендентов на командные и штабные должности ОВУ соединений и объединений оперативного и оперативно-стратегического уровней, требующего глубокого осмысления теории и практики военного искусства, постичь которые дистанционно практически нереально.

Возникла, например, необходимость назначить офицера Камчатской флотилии ТОФа на вышестоящую должность. Ждать комплектования соответствующей группы обучения в профильном вузе, скажем, в Калининградском морском институте нет необходимости. Решением командующего флотилией офицер включается в список обучаемых офицеров системы дистанционного обучения этого вуза, проходит курс обучения к исполнению вышестоящей должности без отрыва от исполнения своей должности (даже при нахождении корабля в море, правда, подводникам придется подождать с обучением до возвращения в базу). По результатам электронного контроля процесса обучения и итогового тестирования знаний обучаемого офицера делается заключение о степени его готовности к исполнению вышестоящей должности. И никаких субъективных оценок, все методики контроля и критерии оценок уже заложены в СДО при ее разработке и утверждены соответствующими должностными лицами МО РФ.

Дистанционное обучение (ДО), зародившись в конце XX столетия, в XXI веке стало одной из наиболее перспективных систем подготовки специалистов во всем мире. В России в настоящее время также созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в электронной форме через Интернет с использованием систем управления обучением.

Вместе с тем совершенно ясно, что подготовка (повышение профессионального уровня) офицеров к применению существующих и перспективных высокоточных средств поражения в ходе оперативной и боевой подготовки способом дистанционного обучения через Интернет не может быть осуществлена по режимным ограничениям. Поэтому задачу необходимо решить в другой информационно-обучающей среде, которую условно можно назвать «Военный интернет». Программное обеспечение для него также должно быть представлено как простыми статическими HTML-страницами, так и сложными системами управления процессом обучения по типу LMS и учебным контентом по типу LCMS, использующимися в Интернете.

Технической основой «Военного интернета» должна стать система функциональных, информационных, специальных подсистем связи ВС РФ, информационно-телекоммуникационных подсистем (ИТКС), обеспечивающих управление и создание единого информационного пространства ВС РФ.

Внедрение в процесс оперативной и боевой подготовки ОВУ, разведки, частей боевого применения ВТО и пунктов подготовки полетных заданий современных компьютеризированных форм и методов обучения, разработанного высокопрофессиональными специалистами программного обеспечения в виде электронных обучающих комплексов (электронных учебников, учебных и методических пособий), повысит научность обучения и избавит процесс обучения от субъективизма (в том числе и начальников высокого ранга), усилит влияние вышестоящих штабов на содержание и процесс профессионально-должностной подготовки офицеров, подчиненных ОВУ, обеспечит постоянный, действенный, объективный и беспристрастный контроль их знаний, умений, навыков и в целом – готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей и продвижению по службе.

Что собой может представлять подобная унифицированная компьютеризированная система обучения должностных лиц органов военного управления, разведки, частей боевого применения ВТО, пунктов подготовки полетных заданий по применению высокоточных средств поражения и средств их обеспечения?

УКСО МО РФ нужно рассматривать как важную составную часть единой системы обучения офицерских кадров, общее представление о которой может дать рисунок 1. То есть система обучения офицеров в процессе службы должна быть связана с системой получения высшего профессионального образования не только краткосрочными курсами дополнительного профессионального образования, а и посредством электронных СДО и специализированных учебных баз данных вузов, которые должны использоваться должностными лицами ОВУ для самостоятельного повышения своего теоретического и профессионального уровня в подсистемах дистанционного обучения УКСО.


Рис. 1. Структурная схема сети унифицированных компьютеризированных обучающих систем должностных лиц органов военного управления, разведки, частей боевого применения ВТО, пунктов подготовки полетныхзаданий в ходе оперативной и боевой подготовки
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

Типовая УКСО МО органа военного управления должна включать:

  • программно-аппаратный комплекс организации и управления учебным процессом УКСО МО РФ электронного учебного (учебно-методического) центра ОВУ оперативно-стратегического или оперативного уровня;
  • программно-аппаратный комплекс типовой компьютеризированной обучающей системы (подсистемы – КОС) УКСО МО РФ в ОВУ оперативно-стратегического или оперативного уровня, развернутый в электронных учебных кабинетах структурных подразделений ОВУ, подчиненных ОВУ, частей боевого применения ВТО и пунктов подготовки полетных заданий;
  • программно-аппаратный комплекс типовой компьютеризированной системы (подсистемы) дистанционного обучения (СДО) УКСО МО РФ в ОВУ оперативно-стратегического или оперативного уровня, развернутый в электронных учебных кабинетах структурных подразделений ОВУ, подчиненных ОВУ, частей боевого применения ВТО и пунктов подготовки полетных заданий;
  • функциональные, информационные, специальные подсистемы связи, ИТКС ВС РФ, обеспечивающие управление УКСО МО РФ в едином информационном пространстве ВС РФ.

Общая структура типового информационно-образовательного портала типового УКСО ОВУ оперативно-стратегического (оперативного) уровня может иметь вид, показанный на рисунке 2.


Рис. 2. Структурная схема типового информационно-образовательного портала УКСО ОВУ оперативно-стратегического (оперативного) уровня
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

Совершенно ясно, что развертывание современных электронных обучающих систем в вузах МО РФ, в органах военного управления, разведки, РЭБ, частях боевого применения ВТО и пунктах подготовки полетных заданий не может быть стихийным. Требуется значительное вложение материальных средств. Из них 4/5 – для разработки СПО управления процессом обучения и учебным материалом, разработки электронных учебных и методических документов по каждому направлению, профилю подготовки и учебной дисциплине каждого вуза и по каждой учебной дисциплине в системе оперативной и боевой подготовки, а также для разработки учебных баз данных вузов. Нижняя граница стоимости разработки программной оболочки типовой обучающей системы может составить 1,5–1,7 миллиона долларов США.

Работа эта исключительно высокоинтеллектуальная, трудоемкая, по опыту других вузов РФ – длительная (но вполне выполнимая в течение пяти-шести лет – времени подготовки выпускников набора 2011–2012 годов). Разрозненные же попытки разработки подобных электронных обучающих систем обречены на провал. А уровень электронных учебных и методических материалов в этом случае не выйдет за пределы представления обычных печатных учебников и пособий в электронном виде на серверах локальных сетей ОВУ и вузов.

Александр Георгиевич ЦЫМБАЛОВ
ведущий специалист ЗАО «НПО «Мобильные информационные системы», генерал-майор, кандидат военных наук, профессор
Богдан Иосифович КАЗАРЬЯН
начальник НИО ЗАО «НПО «Мобильные информационные системы», полковник, кандидат военных наук

Опубликовано 11 апреля в выпуске № 2 от 2012 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?