Войны и конфликты

Афганистан и афганцы — часть I

Быт, нравы и обычаи народов Афганистана

Вниманию читателей «ВКО» предлагаются извлечения из памятки, разработанной штабом 40-й армии, «Правила и нормы поведения советских военнослужащих за рубежом». Документ отпечатан в 1986 г. И все цифры, и любые иные характеризующие факты соответственно в публикуемом материале приведены именно на этот период.

В Афганистане проживают 16,663 млн. человек. Среднегодовой прирост населения – 2,7%. Средняя плотность – 21 человек на 1 кв. км. Наибольшая плотность населения – в провинциях КАБУЛ (331 чел. на 1 кв. км), НАНГАРХАР (103 чел. на 1 кв. км) и КАПИСА (140 чел. на 1 кв. км).

В городах проживают 15,8% населения страны (2,633 млн. чел.). Наиболее крупные города: КАБУЛ (1,036 млн.), КАНДАГАР (191,3 тыс.), ГЕРАТ (150,5 тыс.), МАЗАРИ-ШАРИФ (110,9 тыс.), КУНДУЗ (57,1 тыс.), ДЖЕЛАЛАБАД (57,8 тыс.), БАГЛАН (41,3 тыс.), ГАЗНИ (32 тыс. чел.), ЧАРИКАР (25,1 тыс.).

Сельское оседлое и полуоседлое население составляет 84,2% (14,03 млн. чел.). Число кочевников достигает 2,615 млн. Уровень грамотности населения – 10%.

Национальный состав

Примерный национальный состав страны следующий: пуштуны (8,2 млн. чел.), таджики (3,3 млн.), узбеки (около 2 млн.), хазарейцы (1,5 млн.), туркмены (около 500 тыс.), чараймаки (около 1 млн.) и др.

Пуштуны, составляющие почти половину населения Афганистана, подразделяются на три основных племенных объединения: западное племенное объединение – дуррани (более 3 млн. чел.), восточное – гильзаи (около 1,5 млн.), карани (около 1,5 млн.), а такие ряд отдельных крупных племен.

Афганистан и афганцы

Афганистан. Подъем на перевал Саланг

Фото: Андрей Анохин

Племена дуррани проживают в основном в юго-западных областях Афганистана, в районах от Кандагара до Фараха – на юге и до Герата – на западе, а также практически во всех крупных городах страны и небольшими группами (10–15 тыс. чел.) в ряде северных провинций. Крупнейшими из них являются баракзаи, попельзаи, аликозаи, ачекзаи, нарзаи, исхакзаи, ализаи. В основной своей массе эти племена ведут оседлый и полукочевой образ жизни, однако более 20 тысяч из них составляют кочевники.

Гильзаи проживают главным образом в ряде южных и юго-восточных, приграничных с Пакистаном районах, в основном в провинциях Заболь, Газни, Пактия и Пактика. Около четверти всех гильзаев ведут постоянный кочевой образ жизни и почти полностью перекочевывают на зиму на территорию Пакистана.

Наиболее крупными и воинственными из гильзаев считаются племена сулейман-хейль. Они насчитывают более 450 тысяч человек. Из других племен следует выделить ахмад-заев (до 80 тыс. чел.), касиров, алихейль, андоров, тухи, андузай, хатаков, тараки, харати.

К племенному объединению карани относятся племена афридии, мангалы, тури, джаджи, моманды, вазири, шинвари, джадраны, утман-хейль, тани, хугиани, юсуфзаи, дауд-заи, какары, сафи, вардак, дормули, баджаури, хоставали и др. Они расселены главным образом в юго-восточных районах Афганистана, между основными районами проживания гильзаев и южными отрогами Гиндукуша (провинции Пактия, Пактика, Нангархар, частично Кабул, Парван и Кунар). Ряд этих племен проживает по обе стороны границы, другие – преимущественно на территории Пакистана, а их кочевая часть переходит на афганскую территорию во время сезонных кочевий.

Афридии насчитывают около 400 тысяч человек, расселены по обе стороны границы. Они занимают важные с военной точки зрения районы на подступах к Хайберскому перевалу и Патамскому проходу.

Мангалы (130 тыс. чел.) проживают в Пактии, к востоку от Гардеза.

Тури (100 тыс. чел.) проживают по обе стороны афгано-пакистанской границы. Непосредственно в Афганистане их расселено до 40 тысяч человек.

Джаджи проживают на территории Афганистана, в верхнем течении реки Сурхруд (Пактия) и вдоль дороги Хост-Гардез. В отличие от других пуштунских племен, которые исповедуют ислам суннитского толка, джаджи – шииты и традиционно враждебно настроены к своим соседям (ахмадзаи, шинвари, тури).

Афганистан и афганцы

Афганистан. Один из участков автомобильной дороги

порт Хайратон – Кабул. Фото: Андрей Анохин

Моманды – до 400 тысяч человек (из них в Афганистане до 100 тыс. чел.). Расселены в основном в районе Нангархара. Они считаются сильным и организационно сплоченным племенем.

Вазири (до 500 тыс. чел.) расселены в основном в Пакистане. В ДРА их не более 40 тысяч человек. Они кочевники и проживают в приграничном с Пакистаном районе на стыке провинций Нангархар и Пактия.

Шинвари (120 тыс. чел.) проживают главным образом на территории Афганистана, в районе Хайберского перевала.

Таджики являются второй по численности народностью Афганистана. Они коренные обитатели северных и центральных областей Афганистана: Багланской, Бадахшанской провинций и долины реки Герируд в Гератской провинции. Основное занятие – земледелие. Они составляют значительную прослойку населения городов, формируют значительную часть немногочисленного афганского пролетариата. Процент грамотности среди них выше, чем среди других народностей. У таджиков 11 основных племенных групп. Родоплеменные отношения выражены в меньшей степени, чем у других этнических групп.

Узбеки занимают среднюю часть северного Афганистана: районы Меймене, Мазари-Шарифа, Шибергана, Балха, Ханабада и Кундуза. Основное занятие узбеков – оседлое земледелие и скотоводство.

Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляют собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в ХIII веке. Они в основном проживают в центральной части страны – Хазариджате (район включает провинции Гур, Урузган, Бамиан), а также в ряде крупных городов – Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. По религии – мусульмане-шииты, говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Хазарейцы относятся к оседлому населению страны. Наиболее крупные племена хазарейцев, такие как джунгури, проживают на обширной территории западных районов, в Хазариджате (центральный Афганистан), в южной части страны (Урузган), на севере (племя данкуидов), северо-востоке (денвали, як-ауланги, шейх-эли) и на востоке (бехсуд).

Афганистан и афганцы
Афганистан. На пути к перевалу Саланг. Фото: Андрей Анохин

Чараймаки проживают в центральной части Афганистана (Бамиан, Гур). К чараймакам относятся племена джемшидов, фирузкухов, тайменов и теймуров. Подавляющее большинство чараймаков составляют кочевники и полукочевники. Свои кочевья они осуществляют на замкнутой территории основных районов расселения.

Туркмены отдельными компактными группами проживают в северных, пограничных с Советским Союзом районах. В основной массе они являются полукочевниками.

Киргизы населяют Ваханский коридор, простирающийся к границам Китая. Как и туркмены, ведут полукочевой образ жизни.

Нуристанские племена (кафиры) проживают в труднодоступных горных районах Нуристана (юг провинции Бадахшан, провинции Кунар и Лагман). Наиболее крупные из них – вайгуль, ашун и прасун.

Евреи встречаются главным образом в городах северного Афганистана – Герате, Андхое, а также в Кабуле.

В Афганистане проживают также небольшие группы арабов, каракалпаков, бахтиар, курдов и выходцев из Индии.

Религия

Пестрота национального состава, устойчивость общинно-патриархальных пережитков и традиций, религиозных представлений и предрассудков, многоукладность экономики и обусловленные этим сложность социальной структуры афганского общества, незавершенность процесса классообразования накладывают отпечаток на быт, характер, взгляды на жизнь, обычаи и нравы населения Афганистана.

Афганистан за предшествующее столетие не имел такого бурного развития, которое было характерно для многих государств Европы, Америки и отдельных стран Азии. В силу этого быт, нравы и обычаи афганского народа не претерпели каких-либо серьезных изменений, они продолжают по сей день оказывать большое влияние на общественную жизнь страны. Следует, однако, отметить, что нынешний период революционных преобразований способствует появлению новых традиций и обычаев среди населения Афганистана.

Афганистан и афганцы

Афганистан, похоже, так и застыл в своем

развитии в XIV веке. Фото: Леонид Якутин

Значительное влияние на психический склад, быт и нравы афганского населения продолжает оказывать религиозность. Господствующая религия в Афганистане – ислам. Его исповедуют 98 процентов населения ДРА, из которых 60 процентов – сунниты (большая часть пуштунов и таджиков, узбеки, туркмены, белуджи, чараймаки, нуристанцы, арабы и др.) и примерно 18 процентов – шииты (персы – главным образом в Герате и Фарахе, горные таджики, хазарейцы, кызылбаши и часть пуштунов и таджиков, проживающих на востоке страны). Остальные два процента населения исповедуют сикхизм, индуизм, иудаизм и другие религии.

Влияние религии на население весьма велико. С момента распространения ислама на территорию страны в течение веков он безраздельно властвует над душами подавляющей части афганского населения, особенно крестьянских масс.

Вся жизнь мусульман регламентируется и направляется догмами шариата – систематизированного свода мусульманских законов. Согласно предписаниям культа каждый мусульманин должен исполнять пять основных обрядов, символизирующих «пять столпов веры»:

  • «Шахадат» – признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, что у мусульман выражается в произнесении формулы: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»;
  • «Намаз» – пять ежедневных молитв. Совершают его все верующие мужчины и женщины начиная с 12 лет;
  • «Руза» – 30-дневный пост в месяц рамазан;
  • «Закят» – выплата «очистительного» подоходного налога;
  • «Хадж» – паломничество в Мекку.

Религиозные нормы предписывают воздерживаться от трудовой деятельности в пятницу (день отдыха мусульман). Мусульмане совершают свои молитвы на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи. В пятницу принято совершать молитву в мечети. Для мусульманина мечеть – это не только культовое здание: здесь часто обсуждаются важные вопросы политической и экономической жизни страны, деятельность ее руководства.

Женщины, как и мужчины, совершают пятикратный обряд молитвы в течение для. Молитва женщин по форме отличается от мужской. Во время молитвы мужчины скрещивают руки перед собой у пояса, а женщины – на уровне груди. При ее совершении женщины должны наклоняться ниже, чем мужчины. Это объясняется неравенством прав мужчин и женщин, закрепленным в исламе. Женщины во время молитвы надевают платье с длинными рукавами, чадру и длинные шаровары.

Религия предписывает мусульманам ежегодно держать пост в течение месяца рамазан (по григорианскому календарю месяц рамазан соответствует периоду с 22 ноября по 21 декабря.). Пост обязателен для всех мусульман, кроме больных, стариков, беременных женщин, кормящих матерей, путешественников и воинов. Для девочек пост обязателен с девяти лет, для мальчиков – с двенадцати. Правительство ДРА, учитывая массовую религиозность населения, в дни поста сократило рабочий день на два часа. Во время поста с восхода до захода солнца категорически запрещается есть, пить и курить. После захода солнца и практически в течение всей ночи верующие принимают пищу. В этом месяце к пяти обычным молитвам прибавляется еще одна, совершаемая вечером. В дни поста верующие становятся нервными, раздражительными. Этот пост относится к числу самых трудных постов.

Своеобразный уклад жизни населения, особенно сельского, регулируется не только религиозными нормами, но и общественным кодексом поведения, который у пуштунского населения страны именуется «Пуштунвалай» (по-арабски «Адат») и означает в переводе «Нравы и обычаи пуштунов». «Пуштунвалай» традиционно передается из поколения в поколение. В нем отражены нормы и правила поведения, семейно-бытовые отношения, правила кровной мести, размеры компенсации за убийство, ранение или увечье, обряды, связанные с браком, рождением ребенка, смертью и т. д. Многие обычаи, зафиксированные в «Пуштунвалай», приобрели характер правовых норм.

Быт, нравы и обычаи

Жилище, одежда, пища. Жилищные постройки различных народностей Афганистана имеют свои характерные особенности. Основным типом жилища у оседлой части пуштунов является глинобитный или сделанный из необожженного кирпича дом, у кочевников – шатер. Шатры имеют четырех-угольную форму. Их располагают в ряд или по кругу, в центр которого загоняют скот. Летом кочевники живут сравнительно мелкими группами, а зимой собираются в более крупные – от 50 до 100 семей. Селения оседлых пуштунов обычно состоят из четырех улиц. Имеется небольшая центральная площадь с хаусом (резервуар для воды), несколько торговых лавок, кузница, мечеть. Обычно селение окружает высокая глинобитная стена, которая снабжена опорными колоннами в виде башен.

Селения хазарейцев имеют форму четырехугольника, обнесенного массивной глинобитной стеной с башнями на каждом из четырех углов. Селятся они большими группами по 200–300 семей. Кочевым жилищем большинству хазарейцев служит чаппари – переходная форма от конического шалаша к юрте.

Большинство афганских туркмен живут в куполообразных хижинах, плетеных из камыша и обмазанных глиной изнутри и снаружи. Летом живут в юртах.

Узбеки Афганистана обычно строят небольшие глинобитные постройки, нередко, однако пользуются юртами и камышовыми шалашами.

Дома таджиков мало отличаются от домов других народностей. В долине р. Горбанд встречаются укрепленные деревни, обнесенные высокими стенами.

Большинство чараймаков летом проживают в палатках или шатрах. Кроме этого, чараймаки строят различного типа зимние жилища из камня или кирпича-сырца. Крыши их домов чаще плоские и нередко соединены друг с другом.

Меблировка афганского дома носит традиционный восточный характер. Пол застилается циновками. В более зажиточных домах поверх циновок настилают паласы или ковер. Постельными принадлежностями служат кошма, подушка, стеганое одеяло. Освещаются жилища обычно глиняными светильниками с фителем из ваты, в которых горит растительное масло. Для отопления в домах из сырцового кирпича устраивают в стене углубление, напоминающее камин. Топят высушенным верблюжьим и коровьим навозом. Дрова продаются на вес и доступны только зажиточным семьям.

Посуда для приготовления и подачи пищи к столу почти исключительно медная. Воду хранят в глиняных кувшинах и бурдюках.

Города современного Афганистана расположены на местах пересечения древних караванных путей. Почти каждый город имеет две части – старую и новую. Старый город типично азиатский, с невысокими глинобитными постройками. Обычно там имеется несколько центральных улиц с многочисленными торговыми лавками. От главных дорог расходятся узкие переулки. Дома, как правило, строятся в глубине дворов, на проезжую часть выходят лишь высокие глинобитные заборы (дувалы) с небольшими калитками. Обязательная составная часть старого города – базар. Афганский базар – это не только место купли и продажи, но и обмена новостями.

В новой части крупных афганских городов (Кабул, Кандагар, Джелалабад, Мазари-Шариф, Герат и др.) преобладает европейский тип застройки. Для них характерны двух-, трех- и четырехэтажные панельные и кирпичные дома. В Кабуле выстроено три современных микрорайона. Имеются крупные магазины, кинотеатры, гостиницы, рестораны и др.

Одежда афганцев имеет ярко выраженный национальный характер. Традиционный мужской костюм пуштунов состоит из рубахи, широких штанов и безрукавки, поверх которой надевают халат. Рубаху носят обычно белую, реже синего цвета. Среди сельского населения, особенно у горных племен, распространена длинная прямая рубаха. Имеется и другой тип рубахи – широкая со стоячим воротником и рукавами, слегка расширяющимися книзу.

Особенностью афганских штанов является их ширина. На них идет не менее шести-семи метров ткани. Штаны носят белые и черные. В холодное время надевают суконные безрукавки и куртки. Безрукавку шьют из черной, красной или зеленой ткани. Ее носят нараспашку.

Головной убор составляют тюбетейка или войлочный колпак (пакул) и чалма, на которую идет пять – семь метров ткани. Наиболее распространена чалма из белой хлопчатобумажной ткани, часто носят черную чалму, а у некоторых племен чалма голубая или темно-синяя. Чалму зеленого цвета носят афганцы, которые совершили хадж в священную для каждого мусульманина Мекку (Саудовская Аравия) и могут прибавить к своему имени уважительное слово «хаджи», то есть совершивший хадж.

Головным убором части городских жителей является круглая, слегка суживающаяся кверху шапочка из черного каракуля. Подростки носят пестрые тюбетейки.

Обувь афганцев чаще всего представлена грубыми кожаными сандалиями. В последнее время получила распространение дешевая резиновая и пластиковая обувь. Ее большей частью носят на босу ногу.

Одежда женщин, как правило, состоит из длинной рубахи и доходящих до щиколотки штанов, сшитых из цветной хлопчатобумажной ткани. Рубаха свободного покроя с длинными прямыми рукавами.

Пуштунские женщины носят также темно-синее или серое платье до колен с длинными рукавами и обычно со сборками на талии. У кочевников женщины носят поверх рубахи несколько юбок. На голову накидывают белый платок, поверх него набрасывают широкое покрывало (чадер), закрывающее женщину с головы до пят и имеющее лишь узкую сетку для глаз. На ногах – кожаные башмаки с загнутыми кверху носками или остроносые кожаные туфли без задников на высоком каблуке. Женщины носят различные украшения из серебра и стеклянные бусы.

Мужская одежда хазарейцев состоит из белой хлопчатобумажной рубахи – пирахан, широких штанов из такого же материала – тамбон и безрукавки – воскат. Головным убором повсеместно служит тюбетейка – кулах и чалма – салля.

Мужчины обуты в грубые кожаные башмаки – кауш, надеваемые на толстые шерстяные носки – джураб. Беднейшая часть населения летом ходит босиком, зимой довольствуется подошвами из телячьей шкуры – чарух, которые подвязываются к стопе веревками.

Женская одежда у хазарейцев состоит из цветной бумажной рубахи, широких штанов и халата. Женский головной убор по форме напоминает кокошник, поверх повязывают два платка. При выходе из дома накидывают синее или черное покрывало. Обувь носят самого разнообразного фасона. Крестьянки летом ходят босиком. Качество материала, из которого сшита одежда, а также количество и ценность украшений позволяют судить о социальной принадлежности женщины.

Одежда таджиков состоит из рубахи и штанов – изор, обычно они шьются из белой хлопчатобумажной ткани. Верхней одеждой служит халат – чакман. Женская одежда состоит из длинной цветной хлопчатобумажной рубахи и штанов. Головным убором у мужчин служат тюбетейка и чалма, у женщин – платок. На ногах носят кожаные башмаки – чорук.

Мужчины-узбеки в Афганистане носят халаты, рубахи и штаны. Головные уборы: у мужчин – тюбетейка и чалма, у женщин – платки.

Одежда чараймаков в летнее время – хлопчатобумажные брюки, рубаха, безрукавка черного или красного цвета и тюбетейка. В торжественной обстановке поверх тюбетейки надевается чалма. Зимой носят овчинную безрукавку и шерстяную бурку – намадидаури. Обувь чараймаков кожаная с заостренным носком. Женская обувь от мужской отличается более светлым цветом кожи и рисунком.

Женщины носят цветную рубаху, широкие штаны и халат. Украшения составляют бусы вперемежку с серебряными монетами, браслетами, серьги, кольцо в носу.

Мужчины-туркмены носят рубаху и штаны, поверх которых надевают халат из верблюжьей шерсти или ватный стеганый халат, на ногах – кожаные чувяки, поверх них галоши.

Мужская одежда белуджей состоит из рубахи, штанов, безрукавки, халата и шали – пату. Рубаху и штаны, как мужские, так и женские, шьют из хлопчатобумажной ткани домашнего изготовления.

Мужские штаны прямые, широкие, как правило, белого цвета. Рубаха широкая и спускается ниже колен. Поверх рубахи надевают безрукавку, чаще всего из грубой шерстяной ткани коричневого или серого цвета. Головной убор – войлочная шапка, тюбетейка, чалма, обычно белого цвета.

Одежда женщин также состоит из рубахи и широких штанов, у молодых женщин – красного цвета, у старых – черного. Головной убор – тюбетейка, расшитая шелком, поверх обязательно надевают ниспадающее до пяток покрывало – чадыр.

Праздничная одежда белуджей расшита разноцветной вышивкой, украшена стеклярусом и бусами. Костюм белуджа дополняет оружие.

Мужчины-нуристанцы носят мешковатый нательный халат из светло-серой или темно-коричневой шерстяной ткани домашнего изготовления. Его подпоясывают шерстяным или бумажным кушаком или кожаным ремнем, за который обычно заткнут кинжал. Из такой же ткани шьют как мужские, так и женские штаны.

Традиционная одежда женщин почти не отличается от мужской. Только женский халат несколько длиннее. Молодые женщины носят также рубаху-платье из хлопчатобумажной ткани ярких цветов.

Головные уборы мужчин – войлочные шапочки или черные и белые чалмы, женщин – маленькие шапочки и головные платки. Мужскую и женскую обувь шьют из мягкой кожи, окрашенной в красный цвет.

Женщины украшают себя тяжелыми серьгами из желтой меди и олова, кольцами, ожерельями из бусин, лицо не закрывают.

Пища. Основной пищей афганцев является хлеб: кукурузный, пшеничный или тутовый. Весной и летом крестьянская беднота питается овощами и фруктами, а кочевники – кислым молоком.

Как правило, пищу принимают два раза в день: утром и вечером, перед заходом солнца. Утренняя еда состоит обычно из чая и куска хлеба. Вечером едят: летом – хлеб и овощи с кислым молоком или фруктами, зимой – хлеб с сырым или подогретым бараньим жиром. Очень популярен чай. Зеленый чай обычно употребляют до и после еды. Едят на полу, расстилая поверх ковра, паласа или циновки большую скатерть.

Состоятельные люди едят за вечерней трапезой рис и мясные блюда. Употребляют в основном баранину. Из нее чаще всего варят суп – шорву, являющуюся афганским национальным блюдом, а также делают плов и самые различные типы кебаба (шашлык). Из домашней птицы в пищу употребляют только кур. Для афганской кухни характерно разнообразие овощных соусов, маринадов, салатов.

Продукты питания афганцев, как и всех мусульман, разделяются на дозволенные и запретные. Запретны свинина и вино. Афганцы на только не едят свинину как категорически запретную, но и не прикасаются к ней, не используют посуду, в которой приготовлено или подано блюдо из свинины. Употребление ее на глазах афганцев воспринимается как оскорбление их чувств.

Категорически запрещено употребление спиртных напитков. Афганцы, особенно пожилые, с откровенным презрением и враждой относятся к тем, кто находится в нетрезвом состоянии.

Основной пищей у хазарейцев являются хлеб и молочные продукты. Из овечьего молока приготовляется катык – заквашенное кипяченое молоко, курут – высушенный на солнце сыр из катыка, чал – напиток из кислого молока с водой. Основное питание летом составляет катык с хлебом, зимой – похлебка курути из растертого сыра, воды, масла и муки. Праздничными мясными блюдами являются плов или суп (шорва) из мяса и лука с пряностями. Афганские таджики питаются в основном мучными и молочными продуктами, а также фруктами и тутовыми ягодами в самых разнообразных видах.

Обычная пища узбекского населения Афганистана – пшеничный и ячменный хлеб, выпекаемый в виде лепешек, и похлебка из толченой пшеницы, ячменя и проса. Молоко употребляют кипяченым либо заквашенным, или же готовят на нем соленый чай. Из кислого молока заготавливают впрок масло и сухой сыр – курут. В зажиточных семьях готовят плов. При наличии огородов и садов пища дополняется овощами и фруктами.

Основной продукт питания у чараймаков – пшеничный или ячменный хлеб и молочные изделия: кислое молоко, творог, высушенный сыр. К вечеру готовят мучную похлебку, а по пятницам суп (шурпу), иногда плов.

Гостеприимство. Дело чести, предмет национальной гордости каждого афганца – гостеприимство. Оно по традиции должно оказываться всем лицам, независимо от социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Нарушение законов гостеприимства расценивается как отход от национальных обычаев.

По афганским обычаям, всякий незнакомый человек, вошедший в деревню, считается гостем всех ее жителей. Для приема гостей в каждом селении имеется михманхана. В число обязательных предметов обстановки михманханы входят большой очаг, несколько кроватей-чапаркатов с постельными принадлежностями, кошма, циновка или палас на полу.

Гостя всегда приветствуют словами: «Добро пожаловать!», «Как ваше здоровье?», «Да не знайте усталости!» и обязательно предложат выпить чаю. Ему предоставят самое лучшее место за столом или на ковре и самую лучшую пищу, которую в состоянии обеспечить и приготовить хозяин дома.

С другой стороны, человек, нарушивший данное ранее обещание прийти в гости, обязан принести свои извинения хозяину дома и заплатить ему за материальный и моральный ущерб определенную сумму.

Правила хорошего тона и афганский национальный этикет требуют от гостя, как бы он ни был сыт, отведать угощения и дать им высокую оценку. В честь гостя обычно режут барана или домашнюю птицу, приглашают родственников и соседей. Хозяину дома доставляет большое удовольствие получить похвалу по поводу обилия разнообразных блюд и его щедрости. Искреннее желание соблюсти традиционное гостеприимство и прослыть хлебосольным не останавливает афганца перед значительными расходами и зачастую становится причиной его больших долгов. Жалобы на длительное пребывание гостя не допускаются. Афганцы рассматривают проводы гостя обязательной традицией, неотъемлемым элементом их гостеприимства, делом чести. При этом считается, что чем больше будет провожающих, тем это почетнее для отъезжающего, тем значительнее проявление гостеприимства. За нарушение обычая проводов с виновного берутся баран и денежный штраф.

Афганцы по натуре исключительно общительные люди. Они резко осуждают тех, кто ведет одинокий, затворнический образ жизни, сторонится людей, не имеет друзей. В этой связи народная поговорка утверждает: «Лучше иметь полный дом врагов, чем только одного друга».

Кровная вражда и месть. Отличительная черта афганцев, нашедшая свое отражение в обычае «Бадал хистал» («Компенсация»), – их нетерпимость к обиде и оскорблению. Они стремятся любой ценой отомстить обидчику, компенсировать ущерб, нанесенный их собственности или чести. Афганец не прощает и не забывает обиду, стремится действовать в соответствии с принципом «Око за око, зуб за зуб, кровь за кровь».

До сих пор в Афганистане на этой почве имеют место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные столкновения. Подчас небольшая ссора, поводом для которой послужило недоразумение из-за участка земли или нарушение установленной очередности при поливке полей и т. п., приводит к открытой ссоре с применением кинжалов и ружей и может стоить жизни многим людям.

Срок осуществления мести не имеет для афганцев важного значения. Считающий себя оскорбленным добивается отмщения до тех пор, пока есть силы и возможность для этого. Если отец семейства умирает, не осуществив свою месть, то он обязательно завещает ее детям. Поэтому кровная месть часто становится тяжелым наследием, а вражда передается из поколения в поколение как «самая святая обязанность и долг, возложенный и завещанный предками».

У некоторых афганских племен принято на основе обычая «Компенсации» с целью прекращения кровопролития и кровной мести отдавать родственникам убитого одну или несколько девушек-невест. Такая компенсация за убитого носит название «Плата за мир».

Обычай «Бадал хистал» имеет и другую сферу применения. Он требует, чтобы на добро отвечали добром. Афганец считает поведение человека презренным и низким, когда тот не платит взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение. К примеру, приглашение в гости обязательно должно быть компенсировано тем же. Это правило, как и месть, стало среди афганцев своеобразной традицией и обязательной нормой поведения.

Меры наказания за нарушение семейных устоев и оскорбление чести женщины. Народные обычаи афганцев предусматривают различные меры наказания за супружескую неверность, за оскорбление чести и достоинства женщины, нарушение принятых семейных устоев.

В случае измены жены муж, руководствуясь афганским кодексом чести, убивает обоих виновных. При этом если факт измены будет доказан, он не несет никакой ответственности за совершенное убийство.

Если жена, будучи уличена в неверности, убежит от мужа к своим родственникам, которые встанут на ее защиту и откажутся выдать ее мужу, то, по афганскому обычаю, они рассматриваются как преступники и к ним может быть применено наказание убийством.

За изнасилование виновному отрезают ухо или нос или же публично раздевают догола и забрасывают камнями.

Афганские обычаи не рекомендуют вдове выходить замуж второй раз, если у нее имеется хотя бы один ребенок. В случае бездетности или другой причины она может стать женой только одного из близких родственников своего прежнего мужа: брата, двоюродного брата и т. д. Однако если таковых на окажется, то для нее находят мужа в своем же племени.

Компенсация за ущерб собственности. За поджог дома взыскиваются стоимость сгоревшего имущества и штраф за ущерб, нанесенный дому. Кроме того, виновный должен публично принести свои извинения. За потраву посевов берут их цену в четырехкратном размере. За угон крупного и мелкого рогатого скота взыскивается цена в девятикратном размере. В таком же размере выплачивается штраф за хищение домашней птицы и охоту на нее с ружьем. Существует система выплаты денежной компенсации и за другие нарушения. Затянувшиеся споры о выплате штрафа иногда разрешаются на основе барамта (букв. – захват, угон), согласно которому взаимодатель тайно в качестве залога похищает у должника имущество, угоняет скот или захватывает заложника.

Окончание читайте в следующем номере.

Опубликовано 17 июня в выпуске № 3 от 2014 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?